Регистрация недвижимости по-новому (нововведения 2016 года)

С 2016 года право собственности на недвижимость будет закреплено только в электронном государственном реестре

Право собственности на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации. Только зарегистрированное право собственности дает возможность распорядиться недвижимым имуществом в полном объеме: продать, подарить, завещать и т.д.

В соответствии со ст.4 Закона Украины «О государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их обременений» (№ 1952-IV от 01.07.2004 г. с последними изменениями от 10.11.2015 г.) государственной регистрации подлежат следующие права:

права, подлежащие государственной регистрации

Порядок регистрации прав на недвижимость в Украине в последние годы неоднократно изменялся и дорабатывался. Эксперты компании «Проконсул» попытались разобраться в произошедших изменениях:

 

До 1 января 2013 года

2013-2015 гг.

С 1 января 2016 года

Документ, который выдается новому собственнику при регистрации недвижимости,  подтверждающий права на недвижимость

Свидетельство о праве собственности

Свидетельство о праве собственности

Решение регистратора о регистрации права на недвижимость

(оформляется в электронном виде, на руки владелец может получить распечатку указанного решения без подписи и печати регистратора)

Государственные реестры, в которых регистрируются права на недвижимость

  • Реестр прав собственности на недвижимое имущество
  • Реестр сделок
  • Реестр ипотек
  • Реестр запретов на отчуждение имущества

Государственный реестр прав на недвижимое имущество

Государственный реестр прав на недвижимое имущество

Доступ к госу­дарст­венному реестру имущественных прав на недви­жимое имущество

Доступ к реестрам имеют государственные регистраторы

Доступ к реестру имеют государственные регистраторы и нотариусы

Открытый доступ к реестру через сайт Минюста https://kap.minjust.gov.ua/.

(зарегистрировавшись на сайте, можно проверить информацию о любой недвижимости на территории Украины (при наличии такой информации в реестре)).

Кто имеет полномочия по регистрации прав на недвижимое имущество?

БТИ

  • Государственные регистраторы Госу­дарст­венной регистрационной службы
  • нотариусы (при проведении операций с недвижимостью – купля/ продажа, наследство, дарение и др. На момент сделки право на недви­жимость должно быть уже зарегистрировано)
  • С 5 апреля 2015 г. – органы местного само­управления, в частности админи­стра­торы Центра предоставления административных услуг
  • Органы местного самоуправления, в частности администраторы Центра предоставления админи­стра­тивных услуг.

В Харькове действует 10 единых центров предоставления административных услуг:

- Центральный – Красношкольная наб., 26

- Районные (9) – на первых этажах соответствующих районных администраций города

  • Нотариусы (без ограни­чения, в том числе квартира в новостройке, земельный участок без кадастрового номера и т.д.)
  • Местные органы юстиции (до 30 апреля 2016 г.)

 

Как можно обжаловать действия регистраторов

В суде

В суде

  • В суде
  • В Министерстве юстиции Украины и его терри­тори­альных органах

 

Таким образом, с 2016 года право собственности на недвижимость будет закреплено только в электронном государственном реестре, доступ к которому является открытым. Владелец недвижимости по желанию может получить выписку решения из реестра без подписи и печати в бумажной или электронной форме – обе формы имеют одинаковую юридическую силу.

Зарегистрировать права на недвижимость можно в единых центрах предоставления административных услуг или у нотариусов.

Порядок государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их обременений, Порядок предоставления информации из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, а также Порядок доступа к Государственном у реестру вещных прав на недвижимое имущество утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 25 декабря 2015 г. №1127.

Согласно действующему законодательству, государственная регистрация прав на недвижимость проводится в следующем порядке:

Формирование и регистрация заявления о регистрации прав в базе данных заявлений

Уполномоченное лицо субъекта государственной регистрации прав, нотариус или его помощник с помощью программных средств ведения Государственного реестра формирует и распечатывает заявление в двух экземплярах, на котором заявитель и лицо, сформировавшее это заявление, проставляют подписи. Один экземпляр заявления предоставляется заявителю, а второй приобщается к документам, поданным для регистрации прав на недвижимость.

Принятие документов, которые подаются вместе с заявлением о государственной регистрации прав.
Изготовление электронных копий документов путем сканирования (в случае подачи документов в бумажной форме) и размещение их в Государственном реестре прав
Установление очередности рассмотрения заявлений о государственной регистрации прав, поступивших на рассмотрение
Проверка документов на наличие оснований для приостановления рассмотрения заявления о государственной регистрации прав, приостановки государственной регистрации прав и принятия соответствующих решений
Принятие решений о государственной регистрации прав и их обременений, об отказе в регистрации или приостановке государственной регистрации
Внесение записей в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество: открытие (закрытие) раздела в Государственном реестре прав и/или внесение в Государственный реестр сведений об имущественных правам на недвижимость и их обременениях, об объектах и субъектах этих прав.
Во время проведения государственной регистрации прав регистратор использует сведения Реестра прав собственности на недвижимое имущество, Единого реестра запретов отчуждения объектов недвижимого имущества и Государственного реестра ипотек, являющиеся архивной составляющей Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество.
В случае отсутствия сведений в Реестре прав собственности на недвижимое имущество, регистратор использует имеющиеся сведения на бумажных носителях информации (реестровые книги и регистрационные дела, ведение которых осуществлялось БТИ).
Если право собственности на объект недвижимости, объект незавершенного строительства ранее никак не регистрировалось, регистратор с помощью программного обеспечения Государственного реестра прав открывает новый раздел в этом Реестре с присвоением регистрационного номера объекту недвижимости, объекту незавершенного строительства и формирует регистрационное дело в соответствии с законодательством.
Формирование информации из Реестра, которая размещается на вэб-портале Министерства юстиции для доступа к ней заявителя с целью её просмотра, загрузки и печати.
По желанию заявителя информация может быть предоставлена в бумажной форме уполномоченным лицом субъекта государственной регистрации прав, нотариусом или его помощником без использования специальных бланков, подписи и печати государственного регистратора
Выдача документов по результатам рассмотрения заявлений в сфере государственной регистрации прав

 

Вернуться в раздел