14.10.2010

Владельцы опустевших магазинов вынуждены искать новые подходы к арендаторам

Ситуация на рынке непрофессиональной торговой недвижимости полностью зависит от количества и качества крупных шоппинг-центров в том или ином регионе.

В Одессе и Донецке отдельные магазины пользуются повышенным спросом и сдаются практически по докризисным ценам, а в Днепропетровске и Харькове заполнены лишь наиболее ликвидные помещения. Предприимчивые львовяне совершенствуют способы привлечения арендаторов, предлагая им не только скидки, но и дополнительные услуги, которые пару лет назад казались просто немыслимыми.

Хозяева прогибаются все ниже
Несмотря на то что сетевые компании, принимая решение об освоении того или иного города, начинают поиски подходящих площадей с крупных торговых центров, нередко свой выбор они останавливают на небольших отдельных магазинах. Владельцы таких объектов извлекают для себя пользу из просчетов девелоперов.

К примеру, во Львове, как рассказывает коммерческий директор местной фирмы «Технопарк ЛЗТА» Евгений Зиновьев, в нынешнем сезоне оживают помещения, купленные в преддверии кризиса и простаивавшие последние полтора года.

Сейчас многие из них отремонтированы и сдаются в аренду, что увеличило общее предложение на рынке примерно на 20%. Практически на каждую заявку от торговых компаний местные риелторы могут предложить с десяток подходящих вариантов. Дисбаланс между спросом и предложением сделал собственников квадратов более сговорчивыми.

Пытаясь переманить клиентов друг у друга и у профессиональных ТЦ, они кардинально изменили подход к бизнесу. Арендодатели не только вдвое снизили цены, предлагая объекты в центре по 80–200 грн./кв. м в месяц, но и готовы компенсировать постояльцам расходы на ремонт, если те захотят сменить интерьер, сами занимаются оформлением вывесок в мэрии.

Есть случаи, когда хозяева предлагают торговцам, пока те не обрастут клиентурой на новом месте, платить за первый и второй месяцы аренды половину оговоренной суммы, за третий — 75% и только после этого выставляют им полный счет. Такая лояльность привлекает не только мелких предпринимателей, но и сетевых ритейлеров.

Сдается только центр
В Одессе магазины на первых этажах домов являются не просто альтернативой торговым центрам, но и зачастую единственной возможностью для торговцев обосноваться в городе. Профессиональных ТЦ там мало, к тому же небольшие лавки традиционно популярны среди местных жителей и гостей курорта.

Однако торговцы стремятся исключительно в центр, где обеспечен постоянный поток покупателей. Наиболее ликвидные помещения на улицах Дерибасовской и Екатерининской, как и до кризиса, сдаются по $200 за квадрат в месяц, а в менее людных местах — в среднем по $50–70/кв. м.

Владельцы ходовой недвижимости вслед за крупными ТЦ, повысившими с сентября арендные ставки на 10–15%, пересматривают прайсы. С начала октября за здания в центре приходится платить на $5–6/кв. м больше. Правда, площадей на окраинах эта тенденция не коснулась. Они выставляются в среднем по 100 грн./кв. м, но востребованы разве что продавцами продуктов питания.

В Донецке со скудным количеством торговых комплексов также хватает желающих обосноваться в отдельных магазинах. Но тяготение продавцов к центру города прослеживается еще явственнее, чем в Одессе.

До 70% заявок от потенциальных арендаторов приходятся на улицу Артема, бульвар Пушкина, площадь Ленина. За тамошние помещения торговцы готовы платить по $100–150/кв. м, тогда как на соседней улице аналогичные площади можно снять вдвое дешевле.

Застать ликвидные площадки пустующими крайне сложно, а те единичные здания, которые освободились в конце нынешнего лета, в сентябре сдавались уже по повышенным ставкам — $170/кв. м. Попытку увеличить расценки на 10% (до $30–35/кв. м) в начале осени предприняли и собственники помещений на периферии, но она не увенчалась успехом: хозяева, которые не пошли на уступки клиентам, остались без арендаторов.

Жертвы торгового бума
В Днепропетровске думают о том, как бы удержать ставки на прежнем уровне. Поскольку пустующих помещений в городе вдвое больше, чем потенциальных арендаторов, хозяевам все чаще приходится предлагать клиентам скидки в 7–10% от заявленной стоимости.

Из-за большого выбора дешевых площадей в местных ТЦ днепропетровская вторичка даже в центре города стоит полупустой. Если ранее за магазин на проспекте Карла Маркса просили $150/кв. м в месяц, то сейчас его можно снять за 300 грн./кв. м. На соседних улицах Ленина и Комсомольской цены еще ниже — от 150 грн./кв. м, а на жилмассивах есть предложения по 40–50 грн./кв. м в месяц.

В Харькове, где также много торговых центров, цены на непрофессиональные объекты упали не так ощутимо, как в Днепропетровске. Арендные ставки там с начала кризиса снизились в 1,5–2 раза, а на некоторые особенно привлекательные помещения в центре (ул. Сумская) и вовсе остались неизменными и достигают $100/кв. м в месяц.

В отличие от других миллионников, где основная торговая жизнь сосредоточена в центре города, в Харькове пользуются спросом помещения во всех районах. Главные требования к ним — расположение на пересечении транспортных потоков (возле станций метро, рынков) и не очень большие площади.

Сдать помещения свыше 100 кв. м уже проблематично. Как рассказывает аналитик группы компаний «Проконсул» Наталия Черная, расселяться по окраинам продавцам позволяет как торговый статус Харькова (магазины и базары здесь на каждом углу и местные жители посещают их едва ли не чаще, чем ТЦ), так и невысокие ставки — снять помещение в спальном районе можно за 80–100 грн./кв. м. Судя по всему, как минимум до конца года арендные ставки повышаться не будут.

Dsnews
http://www.prometr.com.ua/category/articles/marketplaces/5803

Вернуться в раздел