05.01.2004

Обзор отечественного рынка

Обзор крупных известных компаний на украинском рынке

Сегодня на отечественном рынке работают несколько западных компаний. Пионером была 'Billa-Украина' - предприятие со 100-процентным иностранным капиталом,.Сейчас Billa в Украине - это сеть из восьми супермаркетов (три в Киеве, по два в Харькове и Днепропетровске и один - в Запорожье). В следующем году компания планирует открыть еще несколько торговых объектов, не исключен вариант и продажи сети. Некоторые эксперты высказывают такое предположение, учитывая информацию о возможном приходе Auchan в Украину уже в следующем году. Например, в соседней Польше французская сеть супермаркетов Auchan выкупила сеть из 11 супермаркетов Billa, поменяв их название на Elea. Чрезвычайную инвестиционную активность демонстрировала в этом году компания 'Metro Cash & Carry Украина'. Центры оптовой торговли открылись в Харькове, Днепропетровске и Киеве (второй). В следующем году компания запланировала инвестировать 500 млн. грн. в расширение сети. Отечественный ритейл был немного встревожен в этом году, когда появилась информация о выходе на рынок Украины американской корпорации Wal-Mart - лидера мировой розничной торговли и номера один в рейтинге Fortune 500. Планировалось, что в сентябре текущего года в стране будет открыто представительство корпорации 'Wal-Mart Stores - Украина Проджект' (WMS-UP), а уже с осени 30% бюджета развития международных проектов розничного гиганта будет инвестироваться именно в украинский рынок. Впрочем, и без Wal-Mart в 2005 году отечественные ритейлеры будут держать экзамен на соответствие западным торговыми стандартами качества благодаря приходу упоминавшейся французской сети Auchan, немецкой HIT и прибалтийской VP Market. Также есть информация об исследовании рынка Украины компаниями Carrefour (Франция) и Tesco (Великобритания). Прибалтийская сеть VP Market летом также подтвердила свои планы прихода в Украину, разместив в прессе объявления о наборе сотрудников в будущие магазины. Для справки отметим, что отечественному ритейлу в будущем году придется конкурировать с сетью, которая на сегодня в трех странах Балтии управляет 277 торговыми центрами Minima, Media, Maxima и T-Market (Saulute). Из них 187 находятся в Литве, 83 - в Латвии и семь - в Эстонии. По итогам девяти месяцев 2004 года оборот VP Market вырос на 17% в годовом исчислении и составил 3,04 млрд. литов ($1 млрд.). В этом году небольшое расширение пережила еще одна транснациональная сеть - Spar. В апреле в Киеве открылся гипермаркет торговой площадью 3300 кв. м в формате InterSpar, а в октябре супермаркет Spar стал доступен жителям Вышгорода. Spar - одна из крупнейших торговых сетей мира, состоящая из почти 17000 магазинов. Сеть активно развивается благодаря франчайзингу. В следующем году по этой же схеме в Украине откроется несколько магазинов одной из крупнейших российских сетей 'Пятерочка'. Так, в начале осени харьковская компания "Инвестор" объявила о планах открытия в не менее 30 франчайзинговых магазинов под этим российским брендом Франшиза была продана в конце июля. Оборот "Пятерочки" в 2003 году превысил $933 млн., тогда как в 2002 году он составлял $500 млн. Это самый высокий показатель как среди компаний розничной, так и оптовой торговли продуктами питания и повседневного спроса в России. Выручка торговой сети по итогам 2004 года ожидается в размере $1,4 млрд. Еще одним громким событием уходящего года стало появление на просторах Украины российской сети 'Патэрсон'. В течение двух лет "Патэрсон" планирует инвестировать в развитие сети $40--50 млн. и довести за этот период количество магазинов до 30. Украинские эксперты настроены не так оптимистично и предсказывают 'Патэрсону' большие сложности. Однако первый супермаркет "Патэрсон" уже открыт. Вернуться в раздел