Сколько стоит управление
Если говорить о стоимости услуг, то они в первую половину 2004 года сохраняли относительную стабильность. При этом выявилась корреляция роста арендных ставок и расценок управляющих компаний: стоимость услуг управленцев растет приблизительно на 30-40% быстрее. Многие представители консультационно-риэлторских компаний полагают, что такое соотношение сохранится и в этом году. По словам М. Жуликова, с каждым годом все больше компаний готовы платить за спокойствие и уверенность.
В практическом плане наличие профессионального управляющего способно поднять стоимость аренды на 5-7%, причем это значение прямо пропорционально уровню здания: чем выше класс, тем большее значение придается профессионализму управляющего. На данный момент расценки на услуги управляющих компаний различны. Цена обслуживания офисной площади начинается от $6-7 за 1 кв. м в год. Арендаторам офисов класса В приходится платить за услуги от $8 до 14 за 1 кв. м. Обслуживание класса А может доходить до $25—30 за 1 кв. м.
Наиболее дорогостоящей управляющей компанией в Москве считается Hines International: цены за обслуживание начинаются от $150-200 за 1 кв. м в год. В любом случае цена сильно зависит от качества и количества оказываемых услуг. Уровень стоимости управления недвижимостью в столице оценивается по-разному. Так, в ЗАО УЭР считают, что расценки в целом завышены и поэтому этот вид услуг до сих пор не слишком популярен. В компании Blackwood, наоборот, отмечают сравнительно невысокую стоимость услуг управляющих компаний, которая составляет, по их оценкам, примерно 10-15% арендной ставки, в то время как на Западе эта цифра достигает 30%. Таким образом, прибыль для западных управляющих компаний получается незначительная, что сдерживает их продвижение на российский рынок. В такой ситуации, по мнению многих игроков рынка, в ближайшее время следует ждать появления нового типа управляющих компаний коммерческой недвижимостью, которые смогут найти рациональное соотношение между ценой и качеством обслуживания.
Но пока иностранным компаниям, которые имеют четкие критерии качества, а также международный опыт управления, часто не хватает знания российского рынка и связей с местными компаниями. С другой стороны, отечественные компании, знающие специфику рынка и имеющие доступ к местным подрядчикам, часто испытывают недостаток опыта.
По материалам газеты «Бизнес»
Версия для печати |