28.06.2007

Торговое «благоустроительство»

Качество жизни жителей любого города во многом зависит от того, какие архитектуру и ландшафт они видят изо дня вдень. Горы мусора и разбитые дороги никак не поднимают настроение и не стимулируют трудовой энтузиазм. А вот облагороженные участки способны создавать ауру успешности и «европейскоcти», которая, в конечном итоге, положительно влияет на психологическое состояние людей. Результаты социологических исследований показывают, что дети, которые не видят ничего, кроме однообразной застройки спальных районов, в развитии отстают от сверстников, имеющих возможность наслаждаться видом памятников архитектуры и просто нестандартных зданий.

Поэтому необходимость проведения мероприятий по благоустройству не вызывает сомнений. Вопрос только в том, чьими силами должны осуществляться все эти работы: города или владельцев земельных участков.

Обустройство прилегающей к объектам торговой недвижимости территории рассматривается девелоперами как одна из важнейших составляющих реализуемых проектов. Функции девелоперов по облагораживанию окрестностей торговых объектов вытекают из инвестиционных договоров аренды земли. Обязательным условием является оборудование тротуаров, транспортных развязок, озеленение, согласование всех установленных поблизости знаков дорожного движения и т. п.

Расходы на благоустройство территории вокруг наземного ТЦ по отношению к стоимости капитального строительства невелики - сотые доли процента. Но в абсолютной сумме они могут выглядеть весьма внушительно. Так, чтобы построить на маленьком «пятачке» торговый центр, необходимо разрыть котлован и переложить все коммуникации. Перекладка же сетей обходится в 0,1% стоимости фундамента, который, в свою очередь, «тянет» на 30% стоимости всего здания. То же самое касается и реконструкции транспо¬ртных развязок. Например, перенос троллейбусного маршрута на 20 м в сторону и 200 м по периметру стоит порядка $100 тыс. Текущее же обслуживание «прицентровой» зоны (покраска заборчиков и т. п.) - не такое дорогое удовольствие, редко превышает сумму $5-7 тыс.

Кроме того, благоустроенная площадка вокруг ТЦ является дополнительным фактором привлечения посетителей. Возводимые комплексы со временем превращаются в своего рода «оазисы» с ухоженными скверами или аллеями, где размещаются кафе и прочие места проведения досуга.

Не менее важна и такая функциональная вещь, как паркинг. Благоустройство прилегающей территории является неотъемлемым условием конкурентоспособнос¬ти торговых центров. Для сегодняшних посетителей важны не только комфортные условия совершения покупки и приятная атмосфера, но и наличие должным образом оборудованной парковки. Отсутствие паркингов достаточного объема у многих торговых и торгово-развлекательных центров связано, прежде всего, с высокой стоимостью земли.

Если обобщить критерии, которым должна соответствовать прилегающая к торговому центру территория, то получится целая система показателей. Условиями, обеспечивающими функциональность этой территории, являются:

— удобство въезда и парковки автомобилей покупателей:
— разделение потоков покупателей и поставщиков:
— достаточно емкая парковка (400—600 машин для площади 15 тыс. кв. м);
— возможность выезда «в ноль» из ТЦ покупателя с тележкой к автомобилю, если на первом этаже расположен якорный супермаркет;
— эффективная загрузка супермаркета с созданием зон разворота для еврофургонов, с шириной зоны не менее 21 м и рампы высотой 1,1 м;
— отсутствие газонов на парковке, наличие четкой и ясной дорожной разметки, достаточной освещенности парковки и территории;
— размещение элементов активности: призматронов, щитов bill-board;
— озеленение нефункциональной территории и раскрытие фасада ТЦ.

То есть, речь должна идти о комплексном решении благоустройства территории, которое встречается нечасто, здесь главным становится функциональный дизайн. Важно, чтобы окрестности ТЦ были не только наконец оформлены, но и функциональны.

Вернуться в раздел