14.01.2008

«Торговые центры – перспективы развития»

ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ – ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Развитие рынка торговых центров Украины происходит сегодня весьма высокими темпами.  Инвестиционные проекты в этом сегменте коммерческой недвижимости вызывают пристальный интерес не только отечественных и российских инвесторов, но и европейских компаний и банков. Это неудивительно, ведь  в то время как сроки окупаемости торговых центров Европы колеблются в пределах 10-15 лет, то срок окупаемости торговых центров Украины составляет от 5 до 7 лет.
На сегодняшний день в Украине приходится 117 квадратных метров торговых площадей на тысячу жителей. По этому показателю мы отстаем не только от Евросоюза, но и от других стран Восточной Европы.
Рынок торговых помещений Украины находится на первом месте по темпам развития среди коммерческой недвижимости. Дефицит крупноформатной торговой недвижимости ощущается во всех регионах Украины, причем особенно востребованы торговые центры, отвечающие современным требованиям.
Несмотря на активное строительство новых торговых центров в нашей стране, арендные ставки в них будут гарантированно расти еще несколько лет. При этом высокий спрос существует не только на аренду, но и на приобретение торговых площадей (последнее, по мнению ряда экспертов, вызывает особый интерес европейских инвесторов).
Наиболее активное развитие торговых центров происходит в столице Украины и на востоке страны -  в густонаселенных, экономически развитых регионах с относительно высокими доходами населения по сравнению с западной частью страны.  Именно в этих регионах представлены 90% крупнейших региональных торговых сетей.
Активно развиваются в Харькове региональные торговые сети. Наибольшим спросом в Харьковском регионе сегодня пользуются торговые помещения площадью 100-500 кв. м. и 1000-2500 кв.м.
Особенно активно идет рост арендных ставок торговой недвижимости в центральной части города. Специалисты по недвижимости объясняют это отсутствием подходящих земельных участков, особенно в наиболее престижных районах со сформировавшейся инфраструктурой.
 Интересно отметить, что свыше 70% компаний, проявляющих интерес к коммерческой недвижимости Харькова, заявляют о желании приобрести в собственность, а не арендовать торговые площади.
Однако только половину существующих проектов можно отнести к торговым центрам, отвечающим современным требованиям.
В новых проектах региона сохраняется тенденция, предусматривающая строительство торговых комплексов, в которых очень мало площадей предусмотрено под развлекательную инфраструктуру. Только в одном проекте планируется полноценная развлекательная инфраструктура, которая будет занимать два полных этажа; большинство остальных проектов будут предусматривать в основном торговые и офисные площади.
В то же время в Украине, особенно в Киеве все больше проявляется тенденция создания мультимодальных центров, т.е. объектов, совмещающих несколько сегментов недвижимости - например офисную, торговую и развлекательную, или гостиничную, торговую и развлекательную.

Вернуться в раздел