12.07.2010

Общепит Харькова: новые правила игры

Новые экономические реалии определили направление развития рынка заведений общественного питания Харькова. Кризис значительным образом отразился на заведениях средней и высокой ценовой категории. Снижение доходов населения и отсутствие уверенности в завтрашнем дне существенно сократили количество посетителей данных заведений, но это не относится к загородным заведениям ценовой категории выше среднего, которые стабильно пользовались спросом. Наиболее динамично развивающимся форматом заведения общественного питания в 2009- начале 2010 г. стала кофейня – в городе открылось несколько новых заведений разных ценовых категорий (например, «Венская кофейня», Dolce, «Золотой дукат» и др.).

До кризиса украинские и мировые сети предпочитали открытие новых точек  в основном в торговых и торгово-развлекательных центрах, в последнее же время все чаще рассматривают автономные помещения в центральных районах. Спросом пользуются помещения пл. 100-200 кв.м в центральной части города  под кофейни и кондитерские, работающие в двух направлениях – кафе-кондитерская и кондитерская с организацией продажи свежей выпечки.

Своеобразной «фуд-стрит» стала ул. Квитки-Основьяненко (центр Харькова), на которой расположены заведения разной ценовой категории: фаст-фуды, кофейни, рестораны, кафе, лаунж-бар.

Диапазон арендных ставок для объектов ресторанного бизнеса в Харькове в зависимости от особенности размещения, составляет 7-20 долл. США/кв.м. В течение последних двух кварталов текущего года наблюдается стагнация рынка аренды, среднеквартальное снижение арендной ставки составляет около 1 %. По сравнению с пиковым показателем аренды (3 кв. 2008г.) снижение составило 42,6% в гривневом эквиваленте.

Со 2 половины 2009г. на рынке увеличилось предложение по продаже помещений под общепит, также появились предложения по продаже действующего бизнеса.

Так, в удаленных от центра районах помещения под предприятия общепита предлагаются от 300 долл.США/кв.м, в приближенных к центру районах цена предложения составляет 1000-2000 долл.США/кв.м, в центре города – 1200-2500 долл.США/кв.м.

Рынок заведений общественного питания Харькова имеет потенциал развития как по сравнению с показателями насыщенности рынка общепита западных стран, так и с другими городами Украины. В настоящее время на 100 тыс. жителей Харькова приходится порядка 60 предприятий ресторанного хозяйства. Для сравнения, в США на 100 тыс. населения - около 3,5 тыс. ресторанов, в Канаде – 2,6 тыс. ресторанов.

Ярко выраженными лидерами будут оставаться русско-украинское, японское и итальянское направления кухни. Однако рынок готов принимать и пробовать новое, поэтому возможно появление экзотических кухонь, особенно азиатских: тайской, вьетнамской и т.п. Также перспективно направление некоторых европейских кухонь (польская, чешская, венгерская, немецкая, австрийская), которые хорошо вписываются в концепцию пивных ресторанов.

 

Аналитик ГК «Проконсул» Черная Наталья

Вернуться в раздел