17.01.2011
Рынок торговой недвижимости Харькова
Аналитическая служба ГК «Проконсул» подготовила отчет о маркетинговом исследовании рынка торговой недвижимости г. Харькова в 2010 г. Среди основных тенденций эксперты компании отмечают:
- В течение 2010г. наблюдалось колебание ценовых показателей в пределах 1 % в мес.
- Стоимость помещений торгового назначения за 2010г. снизилась на 0,3% (с начала кризиса – на 52,9%), арендные ставки выросли на 1,2% (с начала кризиса снизились на 49,6%).
- На конец 2010г. средняя стоимость помещений торгового назначения – 1499 долл./кв.м, среднее значение арендной ставки – 124 грн/кв.м.
- Размер торга на аренду снизился: в конце 2009 года 5-8%, в конце 2010г. – до 5%.
- Фиксация арендной ставки производится в национальной валюте – гривне, стоимость продажи – в долларах США.
- Уровень вакантности в торговых центрах существенно варьировался в зависимости от их качества. Вакантность торговых центров с непродуманной концепцией или неудачным месторасположением достигает 30%. В крупных торговых центрах с продуманной концепцией вакантность - 5-7%.
- Наиболее востребованные площади аренды для «не-якорей» ТЦ/ТРЦ - до 50 кв.м.
- Минимальный спрос наблюдается на объекты торгового назначения в новостройках (особенно в жилмассивах) и на объекты, требующие дополнительных инвестиций.
- На сегменте покупки активность проявляют как крупные сетевые операторы, так и мелкие. В отличие от национальных сетей, харьковские сети предпочитают покупать, а не арендовать торговые площади. Их интересует покупка помещений формата супермаркет в густо населенных районах города, в местах с хорошей транспортной доступностью. Стоимость объектов рассматривают до 1,5 млн. долл.США.
- Мелкий бизнес рассматривает только небольшие площади в зоне «стрит-ритейл». Покупателей интересуют ликвидные помещения в центре города (ул. Сумская, ул. Пушкинская, ул. Петровского, ул. Иванова), не требующие дополнительных капиталовложений, обязательно расположение на красной линии, наличие отдельного входа и витринных окон.
- Спрос носит большей частью инвестиционный характер. Приемлемая сумма капиталовложений - 300 тыс. долл.США.
- В течение последних двух торговые центры либо переживали переформатирование, либо проходят этап реконцепции – площади ТЦ освобождаются от неграмотного пула арендаторов, набор новых происходит с учетом продуманной концепции, соответствующей таким определяющим факторам, как окружение, опорная зона, уровень потенциальных покупателей, совместимость операторов.
- На рынке консалтинговых услуг все более востребованной является услуга «реконцепт и разработка арендного плана ТЦ».
- Сроки ввода в эксплуатацию многих крупноформатных торговых объектов, строительство которых было начато еще до кризиса, переносятся.
- В краткосрочной перспективе (2 года) прогнозируется сокращении совокупного дефицита торговых площадей и медленное насыщение рынка.
Версия для печати |