Маркетинг и аналитика
04.10.2012

Что же делать собственникам мало востребованных объектов?

Осень 2012 года продолжает демонстрировать глубокие структурные изменения на рынке коммерческой недвижимости Харькова. Определяются группы объектов на сегментах офисной и торговой недвижимости, не востребованные потенциальными арендаторами (покупателями).

На сегменте торговли – это торговые площади на центральных улицах, фасадное расположение, площадью 50-150 кв.м, витринные окна, ремонт  - то, что традиционно относилось к формату магазин-салон, street retail.

На сегменте офисной недвижимости – отдельно стоящие 2-х, 3-х этажные здания в центральной части города и в прилегающих к центру районах, площадью от 100 до 1000 кв.м целиком или этажи в них, с ремонтом евро-стандарт или без ремонта, которые  традиционно относились к офисам класса «D» и «Е».

Также практически не востребованными остаются объекты развлекательной направленности, не в составе торговых центров, а отдельно стоящие здания – бильярдные, сауны, бани и т.д.

Объекты межформатного (смешанного) функционального назначения в период 2009-2012 гг. подвержены высокому уровню вакантности (до 60%) и ротации арендаторов.

Три  квартала 2012 года показали, что основные пешеходные потоки переместились в торгово-развлекательную зону крупноформатного ритейла (до 60% заявок), а предпочтения пользователей офисных помещений сводятся к бизнес центрам класса «А», «В» и «С» с инфраструктурой и управляющей компанией (до 80% заявок). Следовательно,  наибольшая стоимость и уровень арендных ставок приходится именно на них.

Что же делать собственникам мало востребованных объектов?

Ответ находят аналитики, которые тщательно следят за структурой спроса. И здесь вырисовывается новая группа арендаторов/покупателей.  Особое место в структуре спроса заняли объекты т.н. бытового сервиса  - аптеки, туристические фирмы, стоматологические кабинеты, интернет-клубы, фитнес-студии, студии йоги и танца, мини-школы иностранных языков, кабинеты массажа, фото- и дизайн-студии, центры  здоровья, косметологические кабинеты, кабинеты массажа, салоны красоты, мини продуктовые магазины, кафе для отдыха с детьми и т.д.

Арендаторами и покупателями становятся субъекты  малого и среднего бизнеса, занимающиеся сферой услуг для населения.

К сожалению, они не готовы платить максимально высокие ставки аренды, которые привычно устанавливали собственники.

Уровень арендных ставок для объектов бытового сервиса находится в диапазоне  70-100 грн (вместо предложенных 150-250 грн) за 1 кв.м  и ценам 500-600 доларов США (вместо 800-1000 доларов США) за 1 кв.м.

И это могут быть как объекты торговли на «красных линиях», так и отдельные кабинеты, залы в т.н. зданиях свободного назначения.

Для снижения затрат на содержание и во избежание ошибок в будущем, принимая во внимание быстро меняющуюся структуру спроса, специализацию арендаторов, уровень арендных ставок, для объектов недвижимость более 200 кв.м эксперты рекомендуют:

  1. Проводить анализ локальной зоны  объекта недвижимости, анализ бизнес-среды и бизнес-окружения (анализ конкурентов).
  2. Проводить  анализ конструктивных элементов, планировок, наличия/отсутствия соответствующих коммуникаций, уровня отделки помещений,  для   определения возможного функционального назначения каждого отдельного помещения, целевой группы арендаторов, уровень арендной ставки, приемлемый для них.
  3. Результатом такого анализа является Арендный план, определяющий типаж арендаторов на площади с определенным функциональным назначением, обоснованный уровень арендной ставки, рекомендации по маркетинговой стратегии, расчет предполагаемого валового дохода.

Специалисты-брокеры компании «Проконсул» готовы разработать такой Арендный план и далее осуществить брокеридж (заполнение арендаторами) объекта по заданному Арендному плану.

Вернуться в раздел