05.04.2011

Посткризисный консалтинг

В результате кризиса, начавшегося в конце 2008 года, резко упал объем инвестиций в недвижимость, что спровоцировало снижение спроса на консалтинговые услуги.

Если раньше маркетинговое исследование для девелопера выступало едва ли не преамбулой к концепции объекта, то сейчас роль маркетинга увеличилась в разы, более того, существенно возросли требования к качеству исследований. Причем, девелоперы и застройщики на собственном опыте убедились в «непотопляемости» концептуальных проектов во всех сегментах недвижимости и «проблемности» проектов  с непродуманной концепцией.

До середины 2008 года средняя консалтинговая компания в сфере недвижимости выполняла одновременно не менее 3–5 проектов (число проектов в работе могло достигать 10), то в 2009 году на долю консалтинга приходилось уже не более 1–2 проектов. А с средины 2010 года и в  2011 году спрос начал восстанавливаться, однако его структура существенно изменилась. Трансформация спроса на консалтинговые услуги в недвижимости проявилась в следующих направлениях:

  • основными заказчиками выступают банковские структуры (как непрофильные собственники, к которым перешли земельные участки, объекты незавершенного строительства, здания и бизнесы), застройщики с проектами на начальной стадии реализации,  крупные инвесторы, в том числе государственные структуры, имеющие доступ к финансированию;
  • ужесточились требования к предоставляемой информации – клиенты стали более требовательными в отношении конкретных данных;
  • произошла миграция спроса в сторону аналитических исследований по готовым объектам – в частности, изучение эффективности функционирования объекта, обоснование арендной ставки, адекватности арендной политики, а возможно и реконцепция объекта.
  • увеличение спроса на услуги по пересмотру концепции объекта;
  • увеличился спрос на исследования рыночной конъюнктуры с упором на прогнозирование макроэкономических параметров и спроса на недвижимость.
  • при продаже недвижимости или бизнеса, востребованной услугой становится обоснование стоимости объекта (бизнеса), разработка плана продаж, маркетинговой стратегии.

Стремительное снижение спроса заставило консультантов пересмотреть как спектр услуг, так и их стоимость.

В 2010 году активность на рынке коммерческой недвижимости начинает восстанавливаться. Участники рынка постепенно адаптировались к существующим условиям, положительную динамику показывает спрос на торговые и офисные площади, также фиксируется относительно высокий уровень интереса со стороны гостиничных операторов к проектам в крупных городах.

Однако на фоне спада в экономике стала очевидной дифференциация клиентов по типу необходимых услуг. Например, банки, под контролем которых оказались залоговые активы в форме недвижимости (при этом банк не специализируется на операциях с ними), нуждаются в выработке эффективного алгоритма управления и анализа подобных объектов. В то же время собственникам готовых объектов интересна диагностика этих объектов в новых реалиях, а также разработка путей повышения капитализации путем реконцепции, изменения арендной политики и прочего.

Равноправными субъектами рынка недвижимости стали:

  1. Девелоперы, задача которых - оптимизация портфеля проектов, выделение наиболее перспективных проектов, анализ концепции.
  2. Инвесторы – оценка перспективности инвестиций в конкретный сегмент/объект, анализ рисков.
  3. Собственник – анализ эффективности функционирования объекта, справедливость арендной/ценовой политики.
  4. Арендатор – определение рыночных ставок аренды, анализ конкретного объекта.
  5. Финансовые структуры, как непрофильные обственники/инвесторы.

Таким образом, реакцией на рыночные изменения стало решение конкретных задач каждого клиента. Для этого разрабатывается эффективное меню услуг, позволяющее создавать уникальный продукт из различных опций.

Консалтинговые компании выступают как консультанты, находящие уникальное решение для каждого клиента, с учетом инвестиционной, юридическо-правовой,  финансовой специфики объекта, субъекта, региона.

Результат: эффективный перечень мероприятий, направленный на достижение финансовых показателей, запланированных проектом,  с учетом рыночных реалий и  тенденций.

 

Вернуться в раздел